В ходе групповой работы участникам предложили дискуссию за одним из 6 столов, за которыми велось обсуждение существующих проблем и их решений, генерировались идеи и предложения по созданию комфортной городской локации и интеграции ее в существующую инфраструктуру города. Каждый стол предложил свои идеи и выказал предположения. Работа в группах делилась на два этапа:
- Проблематизация (сложившаяся ситуация, проблемы, смыслы территории)
- Генерация (решения задач и идеи)
Модератором семинара выступил Святослав Мурунов - автор методологии «Сетевая модель города». Эксперт по сетевым моделям, автор карты городских сообществ. Эксперт и аналитик МВШСЭН ВШУ, ВШЭ, института «Стрелка», эксперт Общественной палаты РФ, эксперт компаний «Норильский никель», «Русал».
Встреча длилась 4,5 часа и включала в себя ряд презентаций и обсуждение планируемого развития территории.
Открывая работу, о значимости данного мероприятия, и о том, что это встреча несет не формальный характер, а действительно важна для того, чтобы получить качественное новое общественное пространство рассказал в приветственном слове Заместитель Председателя Правительства края по вопросам строительства Сунгуров Керим Курбанович. Главный архитектор проекта Крылов Александр Вадимович представил участникам встречи предварительный генеральный план участка, существующие границы и предполагаемые этапы освоения территории благоустройства.
Вставки, острова, несогласованность
субъектов и проектов
![]()
Так на этапе проблематизации все сошлись во мнении, что одной из самых острых проблем является - фрагментированность существующей набережной. Но, благодаря делению на островки активности, удалось выделить несколько ключевых проблемных зон по всей длине территории.
Не менее волнующим моментом является существующая инфраструктура участка проектирования и то, что двигаясь вдоль реки, не везде легко выделить субъекты, ответственные за содержание и эксплуатацию того или иного участка, отсутствует единый оператор. Развитию комфортных условий пребывания также не способствует дробление частным сектором, неинтегрированность с прилегающими жилыми кварталами, а также большие по протяженности охранные зоны.
Абсолютно все участники встречи критиковали состояние знаковых объектов - здания Речного Вокзала и прилегающих к нему территорий, и площадки благоустройства утёса. Некоторые участники отметили, что на данный момент у набережной вообще нет «ВАУ!»- объектов, которые могли бы стать новой визитной карточкой и ярким аттрактором. На данный момент привлекающими внимание, в отрицательном ключе, объектами служат недострой на речном вокзале и неоконченное строительство Яхт-клуба, которые всё таки планируют завершить в ближайшее время.
Проблематизация. Недостатки.
Наличие неблагоустроенных участков,
бараки, свалки, сети.
Самовольные постройки, инфраструктура, которых развивается, но незаконно
Плохое содержание набережной - чистота, редкие туалеты, брусчатка, отсутствие теневых навесов
Еще один недостаток во время презентации групп окрестили катастрофой пешего и велопрогулочного маршрута. Отсутствие разделения зон по средствам передвижения: велосипеды, самокаты, прогулочные маршруты для мам с колясками, пешеходные дорожки.
К минусам также отнесли отсутствие гидрозатворов и недостаточное берегоукрепление.
Некоторые участники посетовали на низкую событийную культуру. Отсутствие централизованных площадок для выступлений артистов и непродуманность круглогодичных сценариев.
Еще одним важным пунктом в списке недостатков оказалось отсутствие речного общественного транспорта, не смотря на наличие прогулочных теплоходов в летний период, к которым прилагается недостаточное качество эксплуатации и содержания и старый фонд самих транспортных средств. Здесь же отметили недостойное благоустройства подходов к воде и недостаток видовых точек по всей протяженности набережной, а также закрытый прокат лодок.
Спорным вопросом стал дизайн код набережной, так как некоторые участники подчеркивали более ли менее единое пространство и единый стиль павильонов, а другие, напротив, говорили о хаотичности и несогласованности разных составляющих пространства. Здесь же стоит отметить отсутствие Дальневосточного и хабаровского колорита.
Участников встречи беспокоит несвязанность существующего пространства с городом и дорожно-транспортной сетью, хаотичность и недостаток парковочных площадок по все протяженности.
Затон и его ржавая свалка, то что осталось от Хабаровских речных перевозок
Отсутствие тур-маршрутов
по реке до Южного микрорайона
Неинтегрированность жилых районов
в набережную
Первыми заметным преимуществами существующей набережной выделили географические, экологические и пространственные компоненты. Отдельным пунктом все группы во время презентации отметили: «Красивый вид с воды».
Так как набережная в городе Хабаровске одно из самых популярных мест для прогулок и встреч, не удивительно, что она же по мнению горожан является визитной карточкой города и местом проведения досуга. Поэтому ключевым преимуществом участники встречи определили концентрацию исторических, культурных, спортивных объектов, центров занятости на прилегающих территориях, а также наличие активностей для разновозрастных групп.
Из наиболее ярких примеров участники мероприятия вспомнили: арену «Ерофей», существующую лодочную станцию, наличие прогулок по реке, водный спорт для детей и взрослых, открытый плавательный бассейн, музей «Рыбы Амура», Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, зону променада в районе утёса и памятника Муравьеву-Амурскому. Отдельно выделили ТРЦ «Броско молл», который является самым активным аттрактором и местом проведения досуга сотен тысяч горожан. Предметом гордости назвали также зимнюю набережную с катком: «Пример создания точки притяжения малой кровью».
Кроме того, отдельно отметили возможные перспективные точки притяжения и создания новых активностей: проектируемый новый современный дальневосточный художественный музей и музей МУП «Водоканал».
Большим преимуществом является транспортная и пешеходная доступность, возможность подъезда и подхода почти по всей длине территории.
Некоторые группы отметили также хорошее освещение вдоль локации, что позволяет чувствовать себя в безопасности.
Также среди плюсов выделили наличие в городе инвесторов, готовых вкладываться в городские проекты.
Проблематизация. Преимущества.
Протяженность пространства
для творчества
Единогласно набережная признана одной из визитных карточек города и негласный центр притяжения, как для гостей, так и для жителей Хабаровска. В масштабах страны: конкурентоспособная набережная.
Технический функционал: защитное сооружение.
Место социализации и диалога: локация отдыха горожан (активного и спокойного), место встреч, в то же время - площадка для мероприятий, центр инновационных событий, фестивалей, центр становления и развития городской пляжной культуры.
Образ будущего: взаимное развитие - среда меняет человека, а человек среду. Развитие территории и сообщества набережной (центр прототипирования: новые стандарты, технологии, дизайн, материалы), как некая витрина прогресса и городских изменений, которая может быть транслирована в другие регионы страны.
Генерация. Смыслы:
Что такое набережная?
Городской бизнес проект: центр развития сервисной культуры, площадка развития малого предпринимательства, событийной сферы и туризма. Ассоциация: Ожерелье– нить (сама набережная) и «жемчужины» (объекты-аттракторы).
Пограничная зона: внутри - место хранения культуры и истории города, спортивных традиций, локального колорита - концентратор идентичности. Внешне - культурные ворота дальнего Востока России (демонстрация ближайшим соседям культурного, архитектурного, природного и этнографического разнообразия и контрастности).